Голосование

Нравится ли вам содержание сайта




 

Меню раздела

    Горячие новости

    14.11.2018
    Диплом Победителя

    подробнее...

    08.11.2018
    Областная акция «Стань заметней!»

    подробнее...

    01.11.2018
    Встреча учащихся с ветеранами комсомольского движения

    подробнее...

    29.10.2018
    Общелицейская линейка

    подробнее...

    29.10.2018
    100-летию комсомола, посвящается....

    подробнее...

    Главная : О лицее : Инновационная деятельность

    Инновационная деятельность

    Промежуточный отчёт

    по проекту «Внедрение модели формирования ключевых компетенцийв области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионального образования»

     

    В последнее время на международном уровне получает последовательное распространение концепция экологичной экономики или экономики, ориентирующейся на устойчивое развитие региона, страны, мирового сообщества в целом. Переход на такую модель развития предполагает применение методов рационального потребления ресурсов и восполнения природных благ. Развитие науки и техники привело к тому, что сегодня проблема взаимоотношений человека и природы уже не является сугубо биологической проблемой. Она приобретает огромное значение как в осмыслении человеком перспективы своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: от полного самоуничтожения до достижения благосостояния, до превращения планеты в благоприятное место для жизни.

    Реализация экспериментальной деятельности в 2017/2018 учебном году осуществлена в четыре этапа.

    1 этап организационный

    Цель: обеспечение необходимых условий проведения инновационной деятельности: организационных, кадровых, методических, материально-технических.

    Наименование этапа работы:

    создание творческой группы инновационной деятельности;

    разработка плана мероприятий инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год.

    Во исполнение приказа управления образования Миноблисполкома № 347 от 29.08.2017 издан приказ по учреждению образования «О проведении экспериментальной деятельности» № 56 от 01.09.2017, разработан и согласован с учредителем календарный план экспериментальной деятельности на 2017/2018 учебный год.

    Создана творческая группа инновационной деятельности в составе   Житарюк И.С.– заместитель директора по учебно-воспитательной работе,Беланович Н.И.– педагог-психолог, куратор экспериментальной группы 12-19, Лебедев А.М.– преподаватель учебного предмета «История», «История Беларуси», куратор учебной группы 15-101, Шумская Т.М. – преподаватель учебных предметов «Химия», «Биология», Незабудко О.В. – воспитатель, преподаватель факультативного курса «Основы экологического поведения», мастер производственного обучения, руководитель направления «Практическая деятельность».

    Работа творческой группы строилась в соответствии календарным планом и была направлена на достижение поставленной цели через реализацию задач на 2017/2018 учебный год.

    Эффективность работы творческой группы обеспечена через создание финансовых, мотивационных, организационных условий.

    Подготовлена материальная база. Участники инновационной деятельности обеспечены необходимой учебной и справочной литературой, персональными компьютерами, связанными локальной сетью и имеющими доступ в интернет. Предоставлены необходимые технические средства для работы с документами.

    Установка на коллективную творческую деятельность дана на совещание при заместителе директора по учебно-воспитательной работе 06.09.2017, протокол №1.

    На данном этапе изучена нормативная, научная, методическая литература по организации инновационной деятельности.

    На основании анкетирования педагогов определена их готовность к участию в инновационном проекте. На этом этапе были выявлены следующие затруднения:

    1) затруднения в выборе темы, целей и задач  участников инновационного проекта;

    2) затруднения  по ведению дневников;

    3) невысокий уровень  активности учащихсяв проекте.

           Преодоление этих затруднений проходило через корректировку календарного плана работы.

          Для преодоления процессных затруднений и повышения уровня инновационной компетенции было организованно инструктивно – методическое консультирование по грамотному использованию нормативных документов и терминологии проекта, по определению критериев по ведению дневников. А также проведена работа  с учащимися  по повышению участия их в работе над проектом.

          Для целенаправленного руководства самообразованием участников инновационного проекта было организовано составление списка литературы, создан банк данных наработок.

    Для дальнейшей интеграции изучены возможности расширения социального партнерства.

    В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы создана модель формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся.

    Модель представляет собой описание процесса формирования ключевых компетенций у учащихся в области устойчивого развития в системе профессионального образования.

    Модель формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития

    2 этап Прогностично-проектирвочный

    Основная цель данного этапа - разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения.

       Членами творческой группы изучены основополагающие идеи, подходы, принципы обучения учащихся в рамках стратегии устойчивого развития. Прошел круглый стол “Формы и методы повышения познавательной активности учащихся в процессе экологического образования” (для преподавателей).

    Они ознакомлены с результатами фундаментальных и прикладных научных исследований, проведенных в нашей республике и за рубежом, по формированию ключевых компетенций в области устойчивого развития.

    Семинар-практикум по разработке структурных элементов УМК факультативных курсов экологической направленности «Ключевые аспекты теоретического раздела УМК факультативных курсов экологической направленности».

    Разработана программа факультативного курса «Основы экологических знаний», проведен мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития, осуществлен подбор диагностик.

    Реализован минипроект «Законы гостеприимства»

    Проведено исследование процесса формирования экологической компетентности лицеистов

    К учащимся были применены следующие анкеты: опросник «Экологическая компетентность личности» и тест-опросник Е.В. Асафовой «Экологическая культура».

    Анкетирование проводилось в октябре 2017года и январе 2018года. В исследовании принимали участие 3 учебные группы (обучение биологии по обычной программе). Из группы № 29-31 (контрольная группа) приняло участие 18 испытуемых, из группы № 12-19 (экспериментальная группа) - 25 испытуемый, а из группы № 15-101 – 17 человек. В основном в данных группах обучаются учащиеся из сельской местности.

    1.Результаты анкетирования «Экологическая культура»

    группа

    1.Экологическая компетентность

    2.Экологическая сознательность

    3.Экологическая деятельность

    15-101

    16,42

    19,3

    17,4

    12-19

    19,5

    21,7

    17,3

    29-31

    19,8

    22,3

    18,2

    Итого:

    18,6

    21,1

    17,6


     
    Обработка результатов теста

    На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры и образованности личности. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней экологической компетентности, экологической сознательности и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого. Получились такие результаты:

    1.Экологическая компетентность

    Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.

    2.Экологическая сознательность

    Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.

    3. Экологическая деятельность

    Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

    2.Опросник «Экологическая компетентность личнсти»

    в психолого-педагогическом опросе высказывали свое мнение о современных экологических проблемах, путях и способах их возможного решения, а также заполнили вопросы анкеты для получения исследователями информации по состоянию экологической компетентности ситуации в регионе.

     

    группа

    Хотели бы Вы расширить свои знания в области экологии?

    Какие экологические проблемы Вашего региона, Белоруссии в целом вызывают у Вас наибольшую обеспокоенность?

     

    Как Вы думаете, от кого сейчас зависит, в первую очередь, улучшение экологической ситуации в стране и ее регионах?

     

    Интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в сфере экологии?

    Из каких источников Вы получаете обычно информацию по экологическим проблемам?

     

    Загрязнение водных ресурсов

    Загрязнение воздуха

    Лесные пожары

     

    От населения

    От местных властей

    От Природоохранных структур

    Из СМИ (печатные издания, телевидение, радио)

     

    . Из специальной литературы

     

    Интернет

     

    15-101

    10

    8

    8

    4

    9

    2

    6

    10

    5

    2

    7

    12-19

    11

    6

    9

    4

    8

    6

    2

    6

    3

    3

    6

    29-31

    12

    10

    12

    12

    14

    14

    6

    16

    9

    5

    7

    После проведённого исследования можно сделать вывод:

    1. Функциональная экологическая грамотность должна быть дополнена рядом признаков:

    - готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора образовательных программ;

    - способность к выбору форм досуговой деятельности в природе, профессии экологического профиля,

    - соблюдение своих обязанностей и защита своих прав в области охраны окружающей среды.

    2. формирование экологической компетентности учащихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения, предусмотренных в реализации проекта.

    3 этап Практический

    Цель – фиксация исходного состояния объектов проекта. Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов.

    Задачи:

    Выявление уровня сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития личности учащихся, преподавателей.

    Проведение диагностического исследования уровня сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся в учреждении профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

    Определение исходного состояния объекта (оценка уровня сформированности у учащихся лицея ключевых компетенций в области устойчивого развития).

    Разработка основных способов воздействия на процесс становления ключевых компетенций в области устойчивого развития личности.

    Апробация программы поэтапного формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития:

    1 этап: формирование экономических, экологических знаний и социальной ответственности. Разработка и внедрение учащимися лицея краткосрочных экологических проектов в период реализации проекта.

    2 этап: формирование мотивации к овладению ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся. Лицейская конференция «Молодежь и экология XXI века»;

    3 этап: расширение знаний и формирование практических умений и навыков в области устойчивого развития; изготовление и распространение информационных листовок и буклетов по устойчивому развитию в учреждениях образования г.Воложина;

    4.Формирование ключевых компетенций в области устойчивого развития через экологически ориентированную деятельность: участие в Международных акциях; проведение акций по благоустройству дендрария; изучение этапов экологической тропы Налибокской пущи; разработка и обеспечение по Воложинскому району туристических маршрутов: пеших, автобусных.

    -проведение субботников и «дней чистоты»; озеленение клумб; благоустройство и уход за родником в г. Воложине";

    -экологическийбрейн-ринг «Моя зеленая планета»;

    -фотовыставка «ЗямляВаложынская —родная зямля»;

    -информационно-просветительская акция «День Земли»;

    -разработан экскурсионный марщрут «По следам Холокоста Воложинского района»;

    -прошел круглый стол «Мы выбираем жизнь»;

    - воспитательное мероприятие «СПИД. Профилактика СПИДа»;

    - ряд открытых уроков по биологии и химии.

    На протяжении года работала творческая мастерская для учащихся, которую организовывали педагоги и волонтеры. Членами координационного совета были подготовлены и проведены экскурсии в г. Минск, г. Молодечно, по интересным местам города и района.

    Подводя итоги работы за год можно сказать, что наша модельформирования ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионального образования воспитаниястроится, опираясь не только на традиционные формы, которые сложились в учреждении исторически, но и привлекая новые методы и ресурсы.

    В создаваемой нами модели формирования ключевых компетенций важное место занимают социальные партнеры. Содержание взаимодействия включено в совместные социально-педагогические проекты, но остается проблема вовлечения всех родителей в работу лицея и этот вопрос еще требует основательной доработки.

    В результате сказанного выше можно сделать вывод, что задачи, поставленные на 2017/2018 учебный год по проектной деятельности, в основном, выполнены. Анализ организационно-педагогических условий и коррекция управления образовательным процессом будут проведены в июне месяце согласно плану реализации проекта.

    Календарный план инновационной деятельности
    на 2017/2018 учебный год выполнен в полном объёме.

    Задачи инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году:

    • формирование ключевых компетенций в контексте устойчивого развития с использованием стратегии повышенной гибкости для создания условий по успешной самореализации во всех сферах жизни, адаптации на рынке труда учащихся профессионального лицея;
    • развитие партнёрских отношений учреждения образования и окружающего сообщества;
    • вовлечение учащихся в совместную проектную и практическую деятельность;
    • формирование мировоззренческих основ личности учащихся в соответствии с принципами устойчивого развития.
    • формирование личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики и гражданского общества, способной к творчеству, самореализации в условиях социально полезной деятельности, способствовать максимальной самореализации учащихся, успешной социализации молодёжи

      Выбор языка

      РусскийБеларускiEnglish

      Новости министерства образования

      16.11.2018
      В Минске проходит V белорусско-китайский молодежный инновационный форум "Новые горизонты - 2018"
      Belarus-China

      Подробнее...

      15.11.2018
      Единый день информирования
      informing

      Подробнее...

      14.11.2018
      Беларусь-Інданезія: адносіны набываюць характар актыўнага партнёрства
      Indonesia

      Подробнее...

      14.11.2018
      Начал работу республиканский семинар-практикум «Современные подходы к реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.»
      workshop

      Подробнее...

      Счетчик посещений

      Besucherzahler russian mail order brides
      счетчик посещений
      Хостинг
      adm.edu.by
      Базовый шаблон v. 1.5
      Адрес:
      222357, г. Воложин, ул. Луначарского Телефон:
      8(01772) 5-51-36, 5-51-20. Электронная почта: vspl@minsk-region.edu.by