Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Просветительская информация для преподавателей

по теме

«САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ»

САМОПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ ЖЕ СЕЛФХАРМ

Селфхарм (НСПП – намеренное самоповреждающее поведение) – осознанное самоповреждающее поведение: нанесение себе мелких множественных порезов, иногда ожогов на участках тела, прикрытых одеждой – на руках, бедрах, животе с целью справиться с сильными эмоциями (гневом, тревогой, страхом или грустью) и таким образов облегчить эмоциональное состояние

Самоповреждение такого не имеет целью убить или покалечить себя, оно лишь помогает справиться с сильными эмоциями с помощью причинения себе физической боли, связано с несформированностью и ригидностью стратегий регуляции эмоций.

Согласно медицинской классификации, селфхарм не является определённым самостоятельным заболеванием, а является симптомом различных психических расстройств. Сам по себе термин пришел к нам с английского языка и буквально переводится как «Самоповреждение».

ВИДЫ САМОПОВРЕЖДЕНИЯ

Это намеренно нанесённые самому себе:

-          Порезы

-          Ожоги

-          Удары

-          Царапины

-          Выдергивание волос

Также к селфхарму относятся:

-          Намеренное препятствие заживлению ран

-          Голодание с целью наказать себя

-          Намеренные действия, способствующие ухудшению состояния при болезни

-          Промискуитет (беспорядочные половые связи)

-          Употребление токсических веществ

-          Рискованные поступки

КАК ЗАМЕТИТЬ ПРИБЛИЖЕНИЕ СЕЛФХАРМА

Нанесение вреда самому себе имеет ряд характерных признаков, которые могут четко указывать на селфхарм. Знать эти признаки будет полезно всем, чтобы вовремя выявить это явление у близких и оказать своевременную психологическую помощь. Повреждения, нанесенные самому себе, пытаются тщательно скрывать, но если был замечен хоть один признак, из перечисленных ниже, остановитесь и присмотритесь внимательнее, возможно человеку требуется помощь.

  • Вата, салфетки, бинты и прочее со следами крови в мусорном ведре.
  • Нездоровый интерес к травматическим предметам, их собирание.
  • Обвинение себя в слабости, бесполезности, малодушии, несостоятельности и так далее.
  • Отчуждение, уединения, проявление социофобии.
  • Ношение закрытой одежды даже в жару.
  • Депрессия, угнетенные состояния, вспышки неконтролируемого гнева, истерики.

Регулярные появление повреждений непонятной природы возникновения, которые тот, кто совершает селфхарм, всячески пытается объяснить.

КАК ЗАМЕТИТЬ ПРИБЛИЖЕНИЕ СЕЛФХАРМА

1. Должны насторожить фразы «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», и вопрос: «а что бы ты делал\а, если бы меня не стало?».

2. Обратить особое внимание при появлении 1- 2 признаков:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия,
   безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

-          резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы,

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на
   тему смерти.

МЕХАНИЗМЫ САМОПРОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. Психотравма как механизм НСПП - развивается на фоне непереносимой жизненной ситуации.
  2. Депрессия как механизм НСПП - развивающийся на фоне устойчивого снижения настроения.
  3. Акцентуации как механизм НСПП - развивается у незрелых, эгоцентричных, эмоционально-нестабильных личностей.
  4. Бредовой механизм встречается при тяжелых психических расстройствах – встречается редко

ЧТО МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СЕЛФХАРМУ?

  • Конфликты в семье:

1)      Деструктивная семья («разрушающая семья»): порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту.

2)      Дисфункциональные семьи — это семья:

- закрытая, осуждающая, где учат не говорить, не чувствовать и не доверять;

- саботаж, манипуляции в качестве способа общения.

- конфликтность во взаимоотношениях;

- отсутствие доверия;

- критичность, постоянная критика;

- эмоциональная холодность либо чрезмерная опека;

- полюсность эмоций, суждений и чувств;

- развод родителей, алкоголизм, наркомания;

- насилие в семье (сексуальное, физическое, эмоциональное);

- потеря кого-то из близких членов семьи и т.д.

  • Ранние чувства — пожалуй, самые яркие, оставляющие следы и душевные раны на всю жизнь. Гормональный всплеск, эмоциональная неустойчивость и повышенная восприимчивость в подростковом периоде могут привести к непреодолимым сложностям на фоне несчастной любви.

     Все это делает юных «Ромео» и «Джульетт» очень уязвимыми и
     многократно умножает их страдания.

  • Депрессия как механизм НСПП.

     Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения:

  • показная бравада;
  • грубость;
  • агрессия;
  • демонстративные уходы из дома;
  • употребление ПАВ.
  • Психологические причины НСПП:

-          Заниженная самооценка, перфекционизм, негативное отношение к себе, чувство неудачи.

-          Самоповреждение может быть связано с насилием как эмоциональным, так и сексуальным, полученной травмой дома и в школе.

-          Привлечение внимания к своим проблемам, косвенный призыв к помощи.

-          Временное облегчение, получаемое при нанесении себе повреждений. Боль физическая вытесняет из внимания боль эмоциональную, тревогу, стресс. Происходит своеобразная диссоциация, отделение своих чувств от разума.

-          Иллюзия контроля боли. Подросток причиняет себе боль, силу которой он может контролировать в отличие от той боли, которую он контролировать не способен.

-          Порезы в области или близкой к области половых органов может представлять собой способ борьбы с нежелательными сексуальными импульсами или как наказание себя за то, что кажется недопустимым и неправильным.

Чем опасен селфхарм?

Последствия селфхарма многочисленны и дело даже не в шрамах, которые в будущем могут стать причиной нежелательных вопросов и реакций окружающих или нести сугубо эстетические проблемы. Есть гораздо более серьезные причины, которые должны заставить человека подумать о том, как перестать заниматься селфхармом и не сломать себе жизнь.

Самые распространенные (возможные) последствия самоповреждений:

  • депрессивные и тревожные расстройства;
  • алкоголизм и наркомания;
  • депрессии, связанные с невозможностью адекватного восприятия жизненных проблем и неумения их решать;
  • адреналиновые зависимости;
  • социофобия, мизантропия, социопатия.

Как избавиться от селфхарма?

Найти причину. Признаться самому себе в причинах возникновения необходимости причинять себе боль очень важно для дальнейшего избавления от зависимости.

Выявить триггеры. Есть что-то, что запускает механизм желания самоповреждения. Нужно научиться слушать себя и осознав, что же является корнем зла, можно найти другой способ выпустить пар.

Эмоциональная осознанность. Не стоит жить в отрыве от эмоций, но и давать им брать верх – тоже не нужно. Важно найти золотую средину, понимая природу возникновения той или иной эмоции.

Замена. Селфхарм – своего рода техника, помогающая справляться с душевной болью и сильными эмоциональными потрясениями. Есть много способов альтернативных, безопасных техник.

Безопасные альтернативы селфхарму

Многочисленные альтернативы самоповреждению способны избавить от желания наносить себе повреждения в моменты сильных потрясений и душевной боли. Их очень много, каждый может найти что-то свое, которое на самом деле будет работать. Что можно сделать в моменты желания селфхарма:

1. Побить подушку, мягкую игрушку, боксерскую грушу.

2. Поговорить по душам с близким человеком, который точно поймет и
   не осудит. Попросту выговориться.

3. Принять ледяной душ.

4. Порвать, порезать что-нибудь, не представляющее ценности.

5. Съесть что-то с очень выразительным вкусом (лимон, что-то очень
   острое, сельдерей, имбирь и так далее).

6. Громко кричать или петь.

7. Включить ритмичную музыку и потанцевать до изнеможения.

8. Заняться активной физической деятельностью (бег, подвижные игры
   спорта).

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКУ НУЖНО ПОМОГАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ?

1. У некоторых подростков может развиться зависимость от данного поведения, учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия.

2. Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию. Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивыми (манипулирование);

3. Формирование поведенческой схемы, которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной.

4. Самоповреждения становится способом ответа на стресс. То есть легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить.

КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ С СЕЛФХАРМОМ?

1. Важно отнестись к человеку с пониманием и состраданием, действовать и говорить спокойно и непринужденно, чтобы он почувствовал себя в психологической безопасности.

2. Поговорить об эмоциях, которые приводят к самоповреждению, понять и принять их и попытаться совместно найти другой выход.

3. Объяснить, что избавление от селфхарма – решение самого человека, и ему в этом можно помочь только тогда, когда он сам этого захочет, а это можно сделать не ВМЕСТО него, а С ним.

4. Приобщить к какому-то увлечению. Взять с собой в лес на сбор грибов, на футбол, в кино, поиграть в баскетбол и так далее.

5. Помочь в поднятии самооценки, акцентируя внимание на позитивных качествах, каких-то личных достижениях, способностях и особенностях.

6. Предложить почитать нужную литературу или посмотреть жизнеутверждающие фильмы.

 

! Спасибо за внимание!


РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА преподавателям

по адаптации учащихся к новому месту учебы

 

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в колледж? Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Этот период является для учащегося «трудным возрастом», «переломным периодом». В это время заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности адаптации в этот период связаны с главными обстоятельствами:

 

 Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом.

 Несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей этого возраста.

 Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

 

Учебная жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста.

Преподаватель в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

 учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;

 нередки жалобы на здоровье;

 преобладает подавленное настроение;

 наблюдаются нарушения дисциплины;

 учебный материал усваивается фрагментарно;

 затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

 домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;

 для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

 общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

 близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

 

Средний уровень адаптации:

 учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

 понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

 усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

 сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

 бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

 почти всегда выполняет домашние задания;

 общественные поручения выполняет добросовестно;

Высокий уровень адаптации:

 учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;

 учебный материал усваивает легко;

 глубоко и полно овладевает программным материалом;

 решает усложненные задачи;

 прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

 выполняет поручения без внешнего контроля;

 проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

 общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

 занимает в группе благоприятное статусное положение.

 

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.

2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.

3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.

7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.

9. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

10. Применять методы обучения педагогов - новаторов.

11. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.


Разделы сайта