ГУО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей"

Голосование

Нравится ли вам содержание сайта




  Skip Navigation Links

Горячие новости

01.09.2019
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, состоится 2 сентября 2019 г. в 09.00

подробнее...

29.08.2019
Тэматычныя пляцоукі дасягненняў сістэмы адукацыі Валожынскага раёна за 2018/2019 навучальны год

подробнее...

07.06.2019
Районные соревнования сандружин

подробнее...

05.06.2019
Вечер отдыха "Цветочный микс"

подробнее...

29.05.2019
Встреча в рамках месячника «Красного Креста»

подробнее...

Главная : О лицее : Экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность

Итоговый отчёт

по проекту «Внедрение модели формирования ключевых компетенцийв области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионального образования»

Подробнее…

ТЕМА           ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА: «Внедрение модели формированияключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионального образования»

 

Консультант: Попова О. С., проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы УО РИПО, доктор психологических наук, профессор.

 

ЦЕЛЬ: Внедрение модели формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионального образования

 

ЗАДАЧИ:

  • формирование ключевых компетенций в контексте устойчивого развития с использованием стратегии повышенной гибкости
    для создания условий по успешной самореализации во всех сферах жизни, адаптации на рынке труда учащихся профтехколледжей;
  • развитие партнёрских отношений учреждения образования
    и окружающего сообщества;
  • вовлечение учащихся в совместную проектную и практическую деятельность;
  • формирование мировоззренческих основ личности учащихся
    в соответствии с принципами устойчивого развития.
  • формирование личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики
    и гражданского общества, способной к творчеству, самореализации
    в условиях социально полезной деятельности, способствовать максимальной самореализации учащихся, успешной социализации молодёжи.

ГИПОТЕЗА: Если модель по формированию ключевых компетенций
в области устойчивого развития у учащихся учреждений профессионально – технического образования выбрана верно, то эффективность работы при подготовке кадров для устойчивого развития будет определяться:

-высоким уровенем сформированности ключевых компетенций (умением работать в группе, коммуникабельностью, умением оценивать воздействия на окружающую среду, проявлением лидерских функций);

- включением принципов устойчивого развития в традиционные специальности для оптимизации природопользования, воспроизводства окружающей среды;

- стремлением к рациональному природопользованию, активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды как объекта экотуризма, пропаганде природоохранных знаний.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основными критериями эффективности по формированию ключевых компетенций при подготовке кадров для устойчивого развития являются:

  1. Критерий: Поддержка и распространение технологических
    и социокультурных инноваций для устойчивого развития.

Показатели:

- высокий уровень информированности о технологических
и поликультурных инновациях в рамках устойчивого развития;

-  высокий уровень сформированности ключевых компетенций (умение работать в группе, коммуникабельность, оценка воздействия
на окружающую среду, проявление лидерских функций);

-  увеличение количества PR-мероприятий, публикаций в СМИ,рекламных материалов, педагогических, методических брошюр и др.положительная динамика роста контингента учащихся.

2. Критерий: Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля образования, обладающего интегрированными умениями и навыками, свободно владеющего профессией
и ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового
к постоянному росту, профессиональной и социальной мобильности.

Показатели:

-  интеграция новых навыков в традиционные специальности, включая

принципы устойчивого развития;

-  высокий уровень мотивации профессиональной деятельности.

3. Критерий: Создание условий для социальной коммуникации.

Показатели:

-  рост числа учащихся, вовлечённых в практико - ориентированную деятельность;

-  развитие навыков предпринимательской деятельности;

-  расширение социального партнёрства в области устойчивого развития.

Сроки проведения инновационной деятельности: 2017 – 2019 годы.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

Учреждение образования

Специальность,

направление специальности, специализация

УО «Видзовский государственный профессионально-технический колледж»

группа 179: «Техническое обеспечение с/х работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей».

группа 177: «Техническое обеспечение с/х работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей».

группа 182: «Техническое обеспечение с/х работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей».

группа 181: «Общественное питание».

Группа 183: «Общественное питание»

УО «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского»

2 – 01 01 01 «Дошкольное образование», (творческая деятельность), воспитатель дошкольного образования;

2 – 01 02 01 «Начальное образование», (творческая деятельность), учитель

УО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей» Минской области

Группа 25-101 Техническое обеспечение
с/х работ Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей

Группа 22-19 Техническая эксплуатация электрооборудования. Эксплуатация и ремонт автомобилей. Технология сварочных работ

 

Концепция устойчивого развития сегодня – это общемировая стратегическая цель, которая имеет глобальный, региональный
и национальный аспекты. Проблема выживания человечества определила задачу поиска новых моделей развития, новой педагогики общения, новой психологии для понимания людей, общностей, государств, нового уровня образования, соответствующего современным информационно-коммуникационным технологиям и уровню технического прогресса; нового правового режима разрешения споров и устранения конфликтов.

Во главе всех преобразований должен стать человек: его право
на жизнь, достойное существование, уважение к его социокультурным традициям. Ключевой фигурой осуществления жизненно необходимых преобразований выступает человек, обладающий новыми по отношению
к настоящему, ключевыми профессиональными компетенциями, в которых делается акцент на основополагающую способность действовать ответственно и принимать решения, которые не причиняют вреда ни
в настоящем, ни в будущем. Их воплощением выступает уверенный в себе специалист, мотивированный к постоянному саморазвитию, заинтересованный играть активную роль в обществе, имеющий способность к рефлексии и внимательно относящийся к потребностям других людей, окружающей среды и будущих поколений.

В последнее время на международном уровне получает последовательное распространение концепция экологичной экономики или экономики, ориентирующейся на устойчивое развитие региона, страны, мирового сообщества в целом. Переход на такую модель развития предполагает применение методов рационального потребления ресурсов
и восполнения природных благ. Развитие науки и техники привело к тому, что сегодня проблема взаимоотношений человека и природы уже не является сугубо биологической проблемой. Она приобретает огромное значение как
в осмыслении человеком перспективы своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: от полного самоуничтожения до достижения благосостояния, до превращения планеты
в благоприятное место для жизни.

Представленный инновационный проект предполагает апробацию
в практической работе государственного учреждения образования «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей» модели формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития
у учащихся учреждений профессионального образования.

Программа инновационной деятельности рассчитана на сентябрь
2017 года – май 2019 года и выполняется государственным учреждением образования «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей» со статусом инновационной площадки.

В реализации проекта участвуют:

Митрощенков В.И. - директор ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей;

Алиновская М.М. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей;

Барцевич А.М., Беланович Н.И., Житарюк И.С., Шумская Т.М.,– преподаватели учебных предметов общеобразовательного цикла, обучающиеся экспериментальных групп.

Для обеспечения взаимодействия с заинтересованными в подготовке кадров привлечены РК ОО «БРСМ», РУП «Воложинский ЖКХ».

Основные результаты деятельности за 2017/2018 учебный год

Реализация экспериментальной деятельности в 2017/2018 учебном году осуществлена в четыре этапа.

1 этап организационный

Цель: обеспечение необходимых условий проведения инновационной деятельности: организационных, кадровых, методических, материально-технических.

Наименование этапа работы:

создание творческой группы инновационной деятельности;

разработка плана мероприятий инновационной деятельности
на 2017/2018 учебный год.

Во исполнение приказа управления образования Миноблисполкома
№ 347 от 29.08.2017 издан приказ по учреждению образования
«О проведении экспериментальной деятельности» № 56 от 01.09.2017, разработан и согласован с учредителем календарный план экспериментальной деятельности на 2017/2018 учебный год.

Создана творческая группа инновационной деятельности в составе Житарюк И.С.– заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Беланович Н.И.– преподаватель, куратор экспериментальной группы 12-19, Лебедев А.М.– преподаватель учебного предмета «История», «История Беларуси», куратор учебной группы 15-101, Шумская Т.М. – преподаватель учебных предметов «Химия», «Биология», Незабудко О.В. – воспитатель, преподаватель факультативного курса «Основы экологического поведения», Рафаловіч В. В. — мастер производственного обучения, руководитель направления «Практическая деятельность».

Работа творческой группы строилась в соответствии календарным планом и была направлена на достижение поставленной цели
через реализацию задач на 2017/2018 учебный год.

Эффективность работы творческой группы обеспечена через создание финансовых, мотивационных, организационных условий.

Подготовлена материальная база. Участники инновационной деятельности обеспечены необходимой учебной и справочной литературой, персональными компьютерами, связанными локальной сетью и имеющими доступ в интернет. Предоставлены необходимые технические средства
для работы с документами.

Установка на коллективную творческую деятельность дана
на совещание при заместителе директора по учебно-воспитательной работе 06.09.2017, протокол №1.

На данном этапе изучена нормативная, научная, методическая литература по организации инновационной деятельности.

На основании анкетирования педагогов определена их готовность
к участию в инновационном проекте. На этом этапе были выявлены следующие затруднения:

1) затруднения в выборе темы, целей и задачучастников инновационного проекта;

2) затрудненияпо ведению дневников;

3) невысокий уровеньактивности учащихсяв проекте.

Преодоление этих затруднений проходило через корректировку календарного плана работы.

Для преодоления процессных затруднений и повышения уровня инновационной компетенции было организованно инструктивно – методическое консультирование по грамотному использованию нормативных документов и терминологии проекта, по определению критериев по ведению дневников. А также проведена работас учащимися
по повышению участия их в работе над проектом.

Для целенаправленного руководства самообразованием участников инновационного проекта было организовано составление списка литературы, создан банк данных наработок.

Для дальнейшей интеграции изучены возможности расширения социального партнерства.

В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы создана модель формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся.

Модель представляет собой описание процесса формирования ключевых компетенций у учащихся в области устойчивого развития
в системе профессионального образования.

2 этап Прогностично-проектирвочный

Основная цель данного этапа - разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения.

   Членами творческой группы изучены основополагающие идеи, подходы, принципы обучения учащихся в рамках стратегии устойчивого развития. Прошел круглый стол «Формы и методы повышения познавательной активности учащихся в процессе экологического образования» (для преподавателей).

Семинар-практикум по разработке структурных элементов УМК факультативных курсов экологической направленности «Ключевые аспекты теоретического раздела УМК факультативных курсов экологической направленности».

Разработана программа факультативного курса «Основы экологических знаний», проведен мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития, осуществлен подбор диагностик.

Реализован минипроект «Законы гостеприимства»

Проведено исследование процесса формирования экологической компетентности лицеистов

К учащимся были применены следующие анкеты: опросник «Экологическая компетентность личности» и тест-опросник Е.В. Асафовой «Экологическая культура».

Анкетирование проводилось в октябре 2017года и январе 2018года. В исследовании принимали участие 3 учебные группы (обучение биологии
по обычной программе). Из группы № 29-31 (контрольная группа) приняло участие 18 испытуемых, из группы № 12-19 (экспериментальная группа) -
25 испытуемый, а из группы № 15-101 – 17 человек. В основном в данных группах обучаются учащиеся из сельской местности.

1.Результаты анкетирования «Экологическая культура»

  1.  

группа

1.Экологическая компетентность

 

2.Экологическая сознательность

 

3.Экологическая деятельность

 

15-101

16,42

19,3

17,4

12-19

19,5

21,7

17,3

29-31

19,8

22,3

18,2

 

Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры и образованности личности.
В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней экологической компетентности, экологической сознательности
и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого. Получились такие результаты:

1.Экологическая компетентность

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.

2.Экологическая сознательность

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.

3. Экологическая деятельность

Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной
и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

2.Опросник «Экологическая компетентность личнсти»

в психолого-педагогическом опросе высказывали свое мнение
о современных экологических проблемах, путях и способах их возможного решения, а также заполнили вопросы анкеты для получения исследователями информации по состоянию экологической компетентности ситуации
в регионе.

группа

Хотели бы Вы расширить свои знания в области экологии?

Какие экологические проблемы Вашего региона, Белоруссии в целом вызывают у Вас наибольшую обеспокоенность?

 

Как Вы думаете, от кого сейчас зависит, в первую очередь, улучшение экологической ситуации в стране и ее регионах?

 

Интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в сфере экологии?

Из каких источников Вы получаете обычно информацию по экологическим проблемам?

 

Загрязнение водных ресурсов

Загрязнение воздуха

Лесные пожары

 

От населения

От местных властей

От Природоохранных структур

Из СМИ (печатные издания, телевидение, радио)

 

. Из специальной литературы

 

Интернет

 

15-101

10

8

8

4

9

2

6

10

5

2

7

12-19

11

6

9

4

8

6

2

6

3

3

6

29-31

12

10

12

12

14

14

6

16

9

5

7

После проведённого исследования можно сделать вывод:

1. Функциональная экологическая грамотность должна быть дополнена рядом признаков:

- готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора образовательных программ;

- способность к выбору форм досуговой деятельности в природе, профессии экологического профиля,

- соблюдение своих обязанностей и защита своих прав в области охраны окружающей среды.

2. формирование экологической компетентности учащихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения, предусмотренных
в реализации проекта.

3 этап Практический

Цель – фиксация исходного состояния объектов проекта. Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов.

Задачи:

Выявление уровня сформированности ключевых компетенций
в области устойчивого развития личности учащихся, преподавателей.

Проведение диагностического исследования уровня сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся
в учреждении профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Определение исходного состояния объекта (оценка уровня сформированности у учащихся лицея ключевых компетенций в области устойчивого развития).

Разработка основных способов воздействия на процесс становления ключевых компетенций в области устойчивого развития личности.

Апробация программы поэтапного формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития:

1 этап: формирование экономических, экологических знаний
и социальной ответственности. Разработка и внедрение учащимися лицея краткосрочных экологических проектов в период реализации проекта.

2 этап: формирование мотивации к овладению ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся. Лицейская конференция «Молодежь и экология XXI века»;

3 этап: расширение знаний и формирование практических умений
и навыков в области устойчивого развития; изготовление и распространение информационных листовок и буклетов по устойчивому развитию
в учреждениях образования г.Воложина;

4.Формирование ключевых компетенций в области устойчивого развития через экологически ориентированную деятельность: участие
в Международных акциях; проведение акций по благоустройству дендрария; изучение этапов экологической тропы Налибокской пущи; разработка
и обеспечение по Воложинскому району туристических маршрутов: пеших, автобусных, комбінірованных.

-проведение субботников и «дней чистоты»; озеленение клумб; благоустройство и уход за родником в г. Воложине;

-экологический брейн-ринг «Моя зеленая планета»;

-фотовыставка «Зямля Валожынская —родная зямля»;

-информационно-просветительская акция «День Земли»;

-разработан экскурсионный маршрут «По следам Холокоста Воложинского района»;

-прошел круглый стол «Мы выбираем жизнь»;

- воспитательное меропричтие «СПИД. Профилактика СПИДа»;

- ряд открытых уроков по биологии и химии.

Еще одним направлением в воспитании экологии души мы рассматриваем изучение истории. Так в рамках инновационного проекта работала поисковая группа, которая изучала судьбу евреев Воложинщины.

Историю евреев Воложинщины можно проследить со второй половины 15 века.

В 1803 г. Хаим Воложинер основал в городе иешиву, названную в его честь «Эц Хаим». В лучшее время там обучалось до 400 учеников, однако ее история завершилась трагедией: последние 64 ученика были расстрелены немецкими оккупантами в 1941 году.

В 1847 году в Воложине жили 590 евреев,

1890 - около 1900 (77,7%)

Во время немецкой оккупации в Воложине, Ракове, Забрезье, Вишнево, Ивенце были созданы местные концентрационные лагеря смерти (еврейские гетто), где в разное время были замучены и уничтожены около 6 тысяч советских граждан.

В 1997 в Воложине жили 54 еврея.

В начале XXI века в Воложинском районе жили около 180 евреев.

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности: социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — все это вынуждает вспомнить
о Катастрофе европейского еврейства.

Очень важно и то, что понимая важность проделанной работы, ребята создали видеофильм, о судьбе евреев Воложинщины. Фильм можно посмотреть на сайте лицея.

На протяжении года работала творческая мастерская для учащихся, которую организовывали педагоги и волонтеры. Членами координационного совета были подготовлены и проведены экскурсии в г. Минск, г. Молодечно, по интересным местам города и района.

Основные результаты деятельности за 2018/2019 учебный год

Реализация экспериментальной деятельности в 2018/2019 учебном году осуществлена в три этапа.

1 этап организационный (сентябрь 2018)

Содержание работы

Внесение изменений в состав творческой группы по инновационной деятельности.

Разработка плана мероприятий инновационной деятельностина 2018/2019 учебный год.

В рамках организационного этапа создана творческая группа ИД, разработана программа инновационного проекта, подобраны методики исследования. Продолжена работа по расширению социального партнерства для дальнейшей интеграции.

В начале данного этапа педагогический коллектив, учащиеся
и родители были ознакомлены с программой реализации инновационного проекта в текущем году. Продолжена работа по изучению теоретических
и практических исследований по проблеме формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития. Составлено календарно-тематическое планирование воспитательной и идеологической работы
с обязательным включением внеурочных мероприятий, способствующих формированию ключевых компетенций у учащихся в области устойчивого развития. Отобран и подготовлен диагностический материал «От природоохранной работы – к социально-экологической деятельности»   по выявлению уровня ключевых компетенций в области устойчивого развития. Определены планируемые результаты в зависимости
от предметного содержания.

Установка на коллективную творческую деятельность дана
на совещание при заместителе директора по учебно-воспитательной работе 06.09.2018, протокол №1.

2 этап Деятельностный (октябрь 2018-март 2019)

Содержание работы:

Изучение требований заказчиков кадров, потребителей образовательных услуг по уровню сформированности ключевых компетенций в области устойчивого развития выпускников;

-кадрового обеспечения;

-комплексно – методического обеспечения;

-состояния учебно-материальной базы лицея.

Семинар – практикум «Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования»

Прогнозирование возможных:

-положительных результатов;

-негативных последствий;

-компенсаций потерь и негативных последствий

Реализация краткосрочных экологических проектов в рамках работы объединения по интересам «Экологический патруль»

Совместное заседание методических объединений преподавателей общеобразовательных предметов и организационно-воспитательной работы «Формирование ключевых компетенций посредством учебной и внеучебной деятельности»

исследовательская деятельность, участие в конкурсах, проектные недели
и др.

Оформление стенда «А у нас инновация!»

Общелицейское родительское собрание «Я хочу быть успешным»

Практикум «Общие подходы к формированию отчетной документации
по результатам реализации инновационного проекта»

Мастер – класс «Возможности ИКТ в формировании ключевых компетенций

у учащихся»

Групповые консультации для преподавателей: «Инновационная деятельность как фактор устойчивого развития».

В рамках данного проекта был восстановлен Родничок, посажена аллея, оказывалась помощь ветеранам Великой Отечественной войны
и педагогическоготруда, осуществлялась шефская помощь отделению дневного пребывания инвалидов г. Воложина, благоустройство и поддержание порядка в местах воинских захоронений.

В экологическом воспитании мы рассматриваем два равнозначных направления: природоохранную деятельность и экологию души.

Природоохранная деятельность реализуется на уроках естественнонаучного цикла (теория), факультативных, внеурочных мероприятиях (теория и практика).

Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Люди — отдельные представители нашей природы, формирование в душе человека сострадания, мужества, доброты
и сопереживания и есть охрана души. Как говорил в свое время И. Гете
«растет то, что мы выращиваем в душе,— это вечный закон природы».

Формирование ключевых компетенций в области устойчивого развития, экологическое мышление начинаем формировать на уроках естественнонаучного цикла как через отдельные элементы урока, так
в разрезе темы.

Биологическое образование само по себе должно формировать
у подростков понимание жизни в любом проявлении как величайшей ценности. Кроме мировоззренческого значения, в ее основе лежат мероприятия по поддержке здоровья человека, его безопасности
и производственной деятельности в любой области народного хозяйства.

Сегодня приоритетными являются следующие направления:

- экологоприродозащитные (роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, предотвращение экологических катастроф)

- эволюционное (происхождение и эволюция живых организмов)

- сохранение личного здоровья, здоровье окружающей среды.

Познавательный интерес и некоторые приемы его активизации
на уроках биологии и химии.

Познавательный интерес – элемент развивающего обучения, это один из самых значительных мотивов учения.

На первоначальном этапе развития интереса к химии легче всего прибегнуть к занимательности. Свои первые уроки химии Шумская Т.М. начинает с занимательных опытов таких, как: «Костер без спичек», «Несгораемый платочек», «Вулкан на столе». По реакции учащихся видит, что они проявляют явный интерес к происходящему, спрашивают почему так происходит, просят повторить еще раз. Учащиеся быстро откликаются
на необычное, дающее выход эмоциям.

На уроках химии есть еще и другие возможности, чтобы «зацепить», привести в действие внутренние механизмы познавательной деятельности учащихся.

В своей практике преподаватель широко использует работу
с карточками, которые позволяют быстро и наглядно сконструировать
и задание, и ответ. Так, при изучении металлов учащимся предлагается задание: с помощью карточек, где изображены символы металлов, расположить металлы в порядке возрастания, металлических свойств.
Или карточки с металлами располагаются в неправильный ряд, а учащиеся должны сделать соответствующие перестановки.

При изучении вопросов изомерии порою можно столкнуться с полным непониманием учащимися данного явления. Шумская Т.М. использует простой и очень эффективный прием. С помощью карточек,
с изображенными на них буквами, составляется слово «атлас», а ребята переставляют буквы таким образом, чтобы получилось новое слово.
Без особого труда появилось слово «салат». Вывод очевиден: используя одни и те же буквы, но, поменяв их местами, можно получить новое слово.
Эта аналогия позволяет уяснить, что изомеры – это разные вещества.

Изучая вопросы генетической связи между классами органических соединений, используется следующий прием: в разбросном порядке выставляются карточки с формулами представителей разных классов.Задание: расположить карточки с формулами таким образом, чтобы получилась цепочка превращений, отражающая генетическую связь.
В другом случае сама составляю цепочку превращений, пропуская некоторые формулы. Учащиеся с помощью карточек ее восстанавливают.

Работа с карточками позволяет сформировать у учащихся кроме интереса умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Своеобразной формой продуктивной работы учащихся на уроках является составление логических цепочек. Работа проводится в парах. Учащимся выдается карточка-задание по теме. В карточке по пунктам приведены формулы, уравнения реакций, термины, отдельные фразы, количественные характеристики. Особенностью таких заданий является наличие лишней информации в карточке. Учащиеся должны, исключив лишние пункты, увязать оставшуюся информацию в логическую цепочку
и сконструировать ответ.

Эффективен с точки зрения формирования интереса прием постановки перед учащимися проблемных вопросов для решения, которых необходимо использовать определенные знания теории, законов и следствий из них.

При изучении темы: «Металлы» учащиеся выполняют простой опыт:
(в одну пробирку с раствором медного купороса опускают железную кнопку, в другую пробирку с раствором сульфата железа опускают медную проволоку). В первом случае они наблюдают изменения, а во втором случае реакция не идет. Почему? Возникает проблемная ситуация для решения, которой ребятам потребуются знания ряда активных металлов.

Интересна и очень нравится ребятам работа с «неправильными» таблицами. Она удачно вписывается в обобщающе-повторительные уроки. Каждому учащемуся выдается таблица. Информация в графах таблицы перепутана. Учащиеся должны привести таблицу в полное соответствие,
а затем сравнить с эталоном.

Большое значение для развития интереса играет коллективная учебно-познавательная деятельность. В своей практике преподаватель применяет различные игры, такие как: «Снежный ком», «Химическое лото», «Пятый лишний», «Экипаж». Использование игр или элементов игры на уроке имеет большое воспитательное значение: учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать.

Чем больше связи с жизнью, тем интереснее учиться. С большим интересом ученики выполняют работу, в процессе которой
им предоставляется возможность применить химические знания и умения для исследования продуктов повседневного спроса, например, определить кислотность молока, лимона, наличие многоатомных спиртов в составе косметических средств.

Для осознания учащимися связи знаний и необходимости изучения всех предметов учебного плана необходима постоянная реализация межпредметных связей. Актуальность проблемы межпредметных знаний обусловлена процессом интеграции – слияния наук, происходящим наряду
с их дифференциацией – возникновением пограничных наук, сыгравших немалую роль в осуществлении многих научных открытий. К этим наукам относятся, например, физическая химия.

Изучая тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» учащиеся вспоминают о том,
что объяснить причину периодического изменения свойств элементов химия оказалась не в состоянии. Объяснение этому дала физика, в рамках которого было осуществлено физическое обоснование периодического закона. Широки возможности химии в осуществлении межпредметных связей
с предметами профессионального цикла. Например, для учащихся, занимающихся в УПК группе водителей это такие темы: «Нефть», «Природные источники углеродов», «Спирты», «Гальванические элементы» и др.

В своей практике целесообразно использовать прием: «Предметная азбука» (за страницами учебника). Каждый предмет включатся в азбуку, исходя из первой буквы его названия, например: Ф - «Физика», Б - «Биология», ФП- «Физиология питания» и др. Учащиеся делятся на малые группы. Каждая из которых, вытягивает билет с определенной буквой
и названием предмета и самостоятельно «добывают» знания, изучая дополнительную литературу.

Содействовать здоровье сберегающему сотрудничеству «ученик-преподаватель» помогает изучение каждого ученика и учет его индивидуальных способностей при подготовке посильных заданий. Если задание трудное, невыполнимое (не по силам), то у ученика сразу падает интерес к обучению.

Свои результаты дает прием: «Создание ситуации успеха
для слабоуспевающих учеников». Педагог выбирает момент, когда уверена, что учащийся сможет ответить на вопрос, выполнить несложное задание. Необходимо на уроке создавать особую атмосферу, атмосферу доверия, понимания, любви.

Важным моментом является формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, осмысление нравственной и эстетической ценности природы.

После посещения полигона для хранения бытовых отходов возникла идея реставрации ненужных вещей, их использования в новом виде, и таким образом уменьшение количества мусора. Так начала работать творческая мастерская «Вторая жизнь», под руководством преподавателя Житарюк И.С. Ребята изучили в интернете возможности восстановления мебели и пришли
к выводу, что наиболее приемлемым будет реставрация в стиле «декупаж». Началась работа, в результате которой для реставрации мебели было решено использовать не салфетки или декупажные карты, а остатки старых обоев. Такая идея действительно себя оправдывает: мебель становится красивой, функциональной, а еще она выдерживает мытье даже горячей водой
и специальными средствами. Сегодня к работе в мастерской присоединяются новые ученики, иногда они приносят свои идеи, а иногда просто старые вещи. Тарелки, банки, даже старые горшки — на их основе мы создаем подарки своим друзьям и родным.

Новым направлением в работе мастерской становится превращение старых чемоданов в дизайнерские вещи совершенно нового назначения:
для хобби, для хранения елочных игрушек, для творчества. Уже создан макет дивана из чемодана, трюмо и других вещей. Это интересно, что это заставляет думать, фантазировать и учиться.

На протяжении учебного года работал факультатив «Экологический экспресс», на котором учащиеся изучали историю развития и становления экологического просвещения, роль и место экологии в современном обществе, формировали экологическую культуру личности, экологическое сознание, мышление и поведение человека, формулировали принципы
и формы организации экологического воспитания, знакомились на практике
с применением экологических знаний при решении профессиональных задач.

Члены факультатива составили картосхему планируемых посещений экологического патруля. Занимались благоустройством дендрария, родника, территории лицея, берегов р. Воложинка, посетили станцию обезжелезивания г.Воложина, Воложинский ф-л ОАО «Молодечненский молочный комбинат», предприятие ОАО «Завод «Белпласт»с целью выявления воздействия проізводства на окружающую среду.

Полученные знания члены факультатива обобщили во время проведения деловой игры «Завещанное предками богатство мы сохраним
в родном краю».

20 ноября 2018 года на базе лицея прошел семинар-практикум
для заместителей директоров по воспитательной (учебно-воспитательной) работе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования по теме «Формирование гуманистических принципов
и социальной ответственности у учащихся учреждений профессионального образования в условиях реализации целей национальной стратегии устойчивого развития». В ходе семиара была представлена апробация модели формирования ключевых компетенций в области устойчивого развития
у учащихся учреждений профессионального образования в нашем лицее. Прошел мастер-класс «Формирование ключевых компетенций учащихся
в контексте устойчивого развития с использованием экологически ориентированных видов деятельности», презентация социального мини-проекта «Законы гостеприимства», как способа развития социальной коммуникации учащихся, видеопрезентация экскурсионного маршрута
«По следам Холокоста Воложинского района» (в рамках исследовательской работы по проекту), экскурсия «Памятные места города».

10 апреля 2019 года на базе ГУК «Слуцкий городской Дом культуры» учащиеся принимали участие в презентации интерактивных площадок учреждений профессионально-технического и среднего специального образования «Малой родине - творчество молодых» с выставкой «Декупаж по дереву, стеклу и керамике» и мастер-классом  по декупажу.

18 апреля 2019 года на базе выставочного павильона Адмистративного комплекса «Победителей,14» состоялось заседание республиканского учебно-методического объединения в форме методического моста заместителей директоров по воспитательной (учебно-воспитательной) работе учреждений профессионального образования «Инновационные подходы к организации экологического образования в интересах устойчивого развития», на котором опыт работы учреждения образования по формированию целей устойчивого развития представила преподаватель Житарюк И.С.

Необходимо отметить важность реализации мини проекта
«ЭКО-добровольцы». Информационный практика ориентированный проект реализовывался в нашем учреждении в течение года. За это время его участники активно занимались экологическим волонтерством: наводили порядок на территории лицея, города и района, оказывали помощь ветеранам и одиноко проживающим людям старшего поколения, вели информационную работу в школах, осваивали навыки создания цветочных композиций.

Работа была высоко оценена, и на республиканском конкурсе информационно-методических материалов «Лучший опыт: методика
и технология работы волонтерских организаций” среди педагогических работников учреждений образования, членов детских и молодежных общественных организаций, волонтерских организаций в номинации
«Эко-волонтерство» получила диплом 1 степени.

Календарный план инновационной деятельности
на 2018/2019 учебный год выполнен в полном объёме.

В рамках реализации проекта изучался уровень владения педагогами навыками, которые позволят эффективно осуществлять деятельность
по формированию ключевых компетенций в области устойчивого развития
у учащихся. Исследовались следующие компетенции: Ц – целостный подход; П – предвидение изменений; Р – реализация преобразований. Результаты исследования 6 преподавателей, задействованных в реализации проекта, отражены в таблице.

критерий

Да

Нет

Частично

1

создавать возможности для обмена идеями и опытом в контексте различных дисциплин / регионов / культур / поколений без предрассудков и предубеждений (Ц);

5 -83%

 

1-17%

2

работать с людьми, придерживающимися различных взглядов на дилеммы, проблемы и конфликты (Ц);

5-83%

1-17%

 

3

определять для учащихся сферу влияния их деятельности в интересах устойчивого развития в местном и глобальном масштабах (Ц);

2-33%

 

4-67%

4

критически оценивать процессы изменений в обществе и представлять себе устойчивое будущее (П);

4-67%

 

2-33%

5

информировать о безотлагательной необходимости перемен и внушать надежды (П);

6-100%

 

 

6

создавать условия для оценки потенциальных последствий различных решений и действий (П);

5-83%

 

1-17%

7

использовать природную, социальную и городскую среду (включая собственное образовательное учреждение), в качестве контекста и источника обучения (П);

6-100%

 

 

8

способствовать развитию партисипативного (соучаствующего), ориентированного на учащихся стиля образования, развивающего критическое мышление и формирующего активную гражданскую позицию (Р);

6-100%

 

 

9

оценивать результаты обучения с точки зрения изменений и достижений в направлении устойчивого развития (Р).

5-83%

 

1-17%

Таким образом, выявленные сформированные компетенции
у преподавателей в процессе обучения способствовали овладению учащимися ключевыми компетенциями, владение которыми позволит
им быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.

При итоговом мониторинге учащихся по анкете «Экологическая культура» (первая цифра — октябрь 2017 год, вторая — март 2019).
Как видно из таблицы, экологическая компетентность в экспериментальных группах выросла, а вконтрольной группе осталась практически на том
же уровне.

Анкета «Экологическая культура»

группа

1.Экологическая компетентность

 

2.Экологическая сознательность

 

3.Экологическая деятельность

 

25-101

16,4/23

19,3/24

17,4/25

22-19

19,5/ 24

21,7/24

17,3/24

39-31

19,8/ 20

22,3/22,5

18,2/21

 

Опросник «Экологическая компетентность личности» (март 2019) так же указывает на возросший интерес учащихся экспериментальных групп
к изучению экологических проблем своего региона.

 

Опросник «Экологическая компетентность личности»

Группа

Количество учащихся

Хотели бы Вы расши

рить свои знания в области экологии?

Какие экологические проблемы Вашего региона, Белоруссии в целом вызывают у Вас наибольшую обеспокоенность?

 

Как Вы думаете, от кого сейчас зависит, в первую очередь, улучшение экологической ситуации в стране и ее регионах?

 

Интересуе

тесь ли Вы собы

тиями, происходя

щими в сфере эколо

гии?

Из каких источников Вы получаете обычно информацию по экологическим проблемам?

 

 

Загрязнение водных ресурсов

Загрязнение воздуха

Лесные пожары

 

От населения

От местных властей

От Природоохранных структур

Из СМИ (печатные издания, телевидение, радио)

 

Из специальной литературы

 

Интернет

 

25-101

14

13

12

12

11

14

11

10

12

9

6

13

22-19

23

21

20

19

16

21

16

12

16

11

12

20

39-31

17

15

12

12

12

15

14

6

13

9

5

12

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, подтвердилась.

Учащиеся обладают достаточно высоким уровенем сформированности ключевых компетенций: умеют работать в группе, коммуникабельны, обладают умениями оценивать воздействия человека на окружающую среду, проявляют лидерские функции.

Кроме того, обладают навыками оптимизации природопользования, воспроизводства окружающей среды; стремятся к активной деятельности
по улучшению и сохранению природной среды как объекта экотуризма, пропаганде природоохранных знаний.

Результаты проведённых этапов инновационной деятельности обсуждены на заседании методической комиссии, педагогического совета лицея. Информация о проекте размещена на сайте учреждения образования http://vspl.minsk-region.edu.by.

Выводы

            Программа инновационной деятельности выполнена в полном объёме.

            На основании анализа достигнутых показателей критериям, а также соотношения полученных результатов ожидаемым, можно считать выполненную работу эффективной.

Разработанные за период инновационной деятельности материалы можно рекомендовать к использованию в образовательном процессе учреждениями профессионально-технического образования, заинтересованными в формировании у учащихся целей устойчивого развития.

Считаем необходимым использовать полученные навыки
в образовательном процессе учреждения образования как на уроках, так
в воспитательных мероприятиях, при проведении акций.

            Предлагаем продолжить работу по накоплению методических материалов по формированию у учащихся целей устойчивого развития
в своем учреждении образования.

Целесообразно изучить вопрос создания информационного ресурсного центра по распространению опыта формирования экологических знаний
у обучающихся.

 

    Выбор языка

    РусскийБеларускiEnglish

    Счетчик посещений

    Besucherzahler russian mail order brides
    счетчик посещений
    Хостинг
    adm.edu.by
    Базовый шаблон v. 1.5
    Адрес:
    222357, г. Воложин, ул. Луначарского Телефон:
    8(01772) 5-51-36, 5-51-20. Электронная почта: vspl@minsk-region.edu.by